Реализации целевой модели наставничества
С 2021-2022 учебного года в ГБОУ «СШ №93» реализуется целевая модель наставничества.
Цель внедрения целевой модели наставничества: максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации для обучающихся, педагогических работников разных уровней образования.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
· улучшение показателей ГБОУ «СШ №93 » в образовательной, социокультурной и других сферах;
· подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
· раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
· создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся кадров;
· создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
· формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
К основными принципами работы с молодыми специалистами относим:
· обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
· индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
· непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
· эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
В рамках данной программы разрабатываются локальные нормативные акты, программа, формируются обязательные модули: изучение ФГОС НОО, СОО, рабочих программ, календарно-тематического планирования. Организуем практикумы: «Цель урока и его конечный результат». «Организация работы с мотивированными и неуспевающими обучающимися». «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий». «Способы контроля учебных успехов обучающихся (комплексные работы, портфолио). «Домашнее задание: как, сколько, когда». Прорабатывается направление по составлению технологических карт к урокам. Организовано взаимопосещения уроков с последующим анализом.
Педагогический коллектив активно используют модель наставничества «учитель-ученик» при организации проектно-исследовательской деятельности.
Целью - такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого. Формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов. Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого. А также развитие гибких навыков, лидерских качеств; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Обучающиеся желающие заниматься проектно-исследовательской деятельностью закрепляются за учителями - наставниками в начале учебного года.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Подводя итог, необходимо отметить, что деятельность по реализации модели наставничества способствует достижению общегосударственной цели, сформулированной в указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а именно – вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.